AA

Коммунальное государственное учреждение «Государственный архив Бурабайского района» управления цифровизации и архивов Акмолинской области

Рухани жангыру: В памяти народной-2

Чтобы хотя бы очень бегло, конспективно рассказать о тех выдающихся представителях Бурабайского (Щучинского) района, которые ратными и трудовыми подвигами, научными открытиями, достижениями в литературе и искусстве, других сферах человеческой деятельности прославили свой край, потребуются, наверное, отдельная книга. Поэтому мы вынуждены ограничиться кратким описанием лишь нескольких наиболее ярких судеб. Среди них и персонажи далекого прошлого, и «ровесники» истории советского периода, и ныне живущие наши сограждан.

Кенесары Касымов (1802-1847), казахский султан, хан Среднего жуза, внук хана Абылая, сын Касым-султана, родился близ горы Бурабай. Государственный деятель, полководец, руководитель национально-освободительной борьбы казахского народа в 1837-1847 годах против Российского колониализма. Последний хан Казахского ханства (1841-1847). Политические взгляды Кенесары формировались в трудные годы 1-й четверти XIX века, когда Российская империя все более проникла в глубь казахских степей. Колонизация вызывала массовые протесты казахов. Кенесары добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымовым ханского титула. Социальную базу движения Кенесары составляли недовольные экспасивной политикой соседних государств и ликвидацией ханской власти крупные феодалы. Ядром войск были ближайшие родственники Кенесары (младшая сестра Бопай и Наурызбай-батыр, младший брат, родившийся от второй жены Касыма), основной же военной силой- батыры его родов со своими дружинами. В 1841 году на сборе казахской родовой знати и султанов КенесарыКасымов был провозглашен ханом. Восстание казахов 1837-1846 годов под предводительством хана Кенесары было протестом, направленным против захватнической колониальной экспансии Российской империи, Кокандского и Хивинского ханств. Оно имело национально-освободительный характер с целью воссоздания государственности исохранения территориальной целостности исконной земли казахов. Борьба Кенесары, его беспредельная преданность интересам народа, полководческое искусство, незаурядные качества тонкого политика еще в XIX веке снискали признание в народе.

Наурызбай-батыр (1822–1847), султан-правитель, сторонник и брат КенесарыКасымова. НаурызбайНауан участвовал в походах против русских, кокандских войск, отстаивал в сражениях интересы казахского государства, где проявлял неслыханное мужество и преданность хану Кенесары. Среди врагов Наурызбая широко распространилась слава о силе и мужестве батыра. Храбрость Наурызбая не знала предела. О султане-батыре Наурызбае еще при жизни слагались легенды, песни, поэмы, воспевающие его как несгибаемого борца за независимость Казахского ханства. Отряд Наурызбая считался элитарным в войске казахского государства и направлялся на особо ответственные задания. Наурызбай был ближайшим сподвижником Кенесары, жившим рядом, сражавшимся бок о бок. Неудача и поражение постигли одновременно обоих батыров казахского народа — это произошло в сражении с войсками кыргызскихманапов. В этом сражении вместе с Кенесары-ханом погиб и его брат, соратник Наурызбай Науан.

Биржан-сал, Кожагулулы Биржан (1834–1897), знаменитый певец, акын, народный композитор. Обладая выдающимися вокальными данными и мастерски аккомпанируя себе на домбре, Биржан-сал создал ряд оригинальных музыкально-поэтических произведений. Разъезжая по аулам, участвовал в народных празднествах. Как композитор и исполнитель объединил талантливую молодежь и создал своеобразный кочующий театр. Ведущее место в его творчестве занимала тема любви, ей посвящены песни «Айтбай», «Гашыгым», «Гашык жар», «Лейлим-шырак» и другие произведения, отличающиеся лиризмом, искренностью и глубиной чувств, свежестью поэтической интонации. Художника вдохновляли также природа Сары-Арки и радость бытия. Будучи выразителем чаяний народа, он смело обличал произвол степных воротил: гнев и презрение звучат в его песнях «Жанбота», «Адасқақ» и других. Печатью трагизма отмечены песни последних лет жизни, например, такие как «Жамбассипар» и «Темиртас». Сохранилось свыше 40 песен Биржан-сала, в их числе признанные шедевры песенного творчества «Алтын балдак», «Актентек», «Жаймашуак» и «Бурылтай». Биржан-сал был непревзойденным мастером айтыса: его поэтическое состязание с Сарой Тастанбеккызы, на которое он специально приехал в далекое Семиречье, стало классикой этого жанра. Биржан-сал объединял в своем творчестве все виды народного искусства: музыкальное, поэтическое, драматическое. Ни один праздник, ни одна ярмарка Кокшетау, Петропавловска, Тайынши и Коянды не обходились без его участия. На севере Казахстана он оставил после себя много учеников и последователей. Песни Биржан-сала продолжают жить в народе, они стали предметом серьезных научных исследований современных музыкантов, литературоведов и фольклористов.

Из книги «Бурабай — волшебный край»
Алматы, 2009

Последние изменения страницы:: 23.04.2018 16:26
© 2024. Коммунальное государственное учреждение «Государственный архив Бурабайского района» управления цифровизации и архивов Акмолинской области